Отчет
о работе отдела потребительского рынка
по вопросам защиты прав потребителей за 2004 год.
На сегодняшний день более 50 документов федерального
и местного уровня, регламентируют деятельность муниципальных органов по
вопросам защиты прав потребителей.
Данный пакет документов должен бы способствовать решению возникающих у
потребителей проблем. К сожалению, в настоящее время на этом поле остается
чрезвычайно много вопросов.
Основная цель потребительской политики - создание равных и реальных условий
для реализации каждым жителем города своих интересов и прав, установленных
законодательством по защите прав потребителей.
Сегодня потребитель является наиболее слабым звеном в экономической и
социальной системе города, поэтому необходимо предусмотреть и осуществить
комплекс приоритетных мер с целью уменьшения рисков приобретения опасных
товаров, услуг, предупреждения нарушений, ликвидации их последствий и
в конечном итоге снижении социальной напряженности в обществе. Одна из
таких мер - ответственность продавцов (исполнителей, изготовителей) за
качество реализуемых товаров (работ, услуг). Вторая - повышение правовой
грамотности самих потребителей при приобретении товаров или услуг.
Не умаляя работы федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих
контроль качества и безопасности товаров (работ, услуг), которая ведется
с помощью средств подконтрольных хозяйствующих субъектов, центром тяжести
все-таки остаются органы местного самоуправления, т.к. именно они в соответствии
с Конституцией Российской Федерации:
1. Решая вопросы местного значения, могут и должны обеспечить оперативную
защиту интересов потребителей по месту жительства.
2. Хороший источник информации федеральных органов исполнительной власти
и населения не только о проблемах, возникающих при осуществлении защиты
прав потребителей, но и о других социальных проблемах.
Однако ограниченность предоставленных законодательством полномочий не
всегда позволяет нам самостоятельно разрешать споры между потребителями
и хозяйствующими субъектами, принимать превентивные меры к субъектам потребительского
рынка, нарушающим прав потребителей. Тем боле не оправданы изменения,
внесенные в ст.44 Закона РФ "О защите прав потребителей", которыми
органы местного самоуправления лишены возможности приостанавливать или
прекращать деятельность хозяйствующего субъекта при грубых нарушениях
действующего законодательства. В связи с этим, ориентируясь в перспективе
на максимальное развитие деятельности органов местного самоуправления
в области защиты прав потребителей, необходимо решать проблему передачи
(возврата) им части государственных функций в указанной области.
- Сбор, обмен и пользование такой информацией целесообразно осуществлять
с ис-пользованием современных средств межведомственной автоматизированной
системы. К сожалению, на сегодняшний момент, в связи с переходом регистрации
предпринимателей под юрисдикцию налоговой инспекции администрация города
лишена возможности доступа к базе юридических и физических лиц, имеющейся
у данной структуры. В то время как все магазины, практикующие продажу
товаров в кредит, при заключении договора с покупателем в считанные минуты
получают любую информацию о своем потенциальном клиенте через свой компьютер.
Неправильно было бы считать единственным направлением в работе - ориентацию
на обеспечение законных интересов конкретного потребителя. Затраты на
обеспечение такой защиты и ее результаты конечно несоизмеримы. Решение
- в балансе между активной и адресной защитой прав потребителей и обеспечением
условий потребителю, способного самостоятельно и грамотно действовать
на рынке товаров, работ и услуг. Этому в значительной мере могут способствовать:
- Организация системного обучения молодежи во всех типах учебных заведений
общего и профессионального образования на условиях его непрерывности и
преемственности.
- Развитие и укрепление системы защиты прав потребителей, всех ее ветвей
в целях обеспечения эффективной защиты законных интересов потребителей.
- Совершенствование законодательства о защите прав потребителей.
- Обеспечение качества и безопасности продукции и услуг.
Решение этих проблем будет способствовать приобретению потребителями и
предпринимательским корпусом определенных навыков и стереотипов поведения
в условиях рыночной экономики, что в результате способствовало бы самостоятельному
разрешению ими возникающих проблем.
Этому отвечают:
1. Широкомасштабная пропаганда правовых знаний в области защиты прав потребителей
через средства массовой информации.
2. Эффективное функционирование системы защиты прав потребителей, обеспеченная
квалифицированными кадрами, что особенно актуально для общественной ветви
системы.
В этих целях:
- целесообразно более широко использовать возможности органов государственной
власти, в чью компетенцию входят вопросы защиты прав потребителей, для
организации стажировок, семинаров и других обучающих мероприятий.
- включение вопросов защиты прав потребителей в программы переподготовки
и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих.
3. Повышение уровня профессиональной и правовой грамотности предпринимателей,
работающих на потребительском рынке, в том числе по вопросам защиты прав
потребителей. Для этого необходимо включать вопросы защиты прав потребителей
в программы обязательной профессиональной подготовки и переподготовки
кадров для сооветствующих секторов потребительского рынка товаров, работ,
и услуг.
Привлечение органов государственной власти, в чью компетенцию входят вопросы
защиты прав потребителей, органов местного самоуправления, общественных
объединений к организации семинаров и других обучающих мероприятий для
хозяйствующих субъектов различных секторов потребительского рынка.
Поэтому равная и реальная защита законных интересов потребителей в городе
Иванове может быть обеспечена только развитой и крепкой системой защиты
прав потребителей при эффективном взаимодействии составляющих ее ветвей,
разграничении, и конкретизации их задач, полномочий, и сфер действия.
Появление новых форм реализации потребителям товаров (прямые и дистанционные
продажи, продажи с подарком, продажи с одновременным обещанием различных
призов, с обещанием предоставления в дальнейшем скидок при покупке товаров,
проведение распродаж и т.п.) вызывает необходимость законодательного регулирования
возникающих при этом различных конфликтных ситуаций.
Условия таких продаж, распространяемые продавцами, как правило, через
рекламу с предложением о заключении договоров куплипродажи товаров, очень
запутаны, излагаются двусмысленно, часто являются просто обманом, с чем
приходится сталкиваться в своей практической работе (ПДС, гарантийные
обязательства продавца, изготовителя, квитанции, договора на оказание
услуг и др.).
Работа отдела потребительского рынка, курирующего, в том числе и вопросы
защиты прав потребителей, в 2004 году проводилась в соответствии с планом
работы на квартал, разработанным отделом.
В 2004 году подготовлены и проведены:
- информация о выполнении мероприятий по защите прав потребителей в городе
Иванове за 2002-2003 годы.
- Мероприятия, посвященные Всемирному Дню потребителей".
В рамках проведения месячника посвященного Всемирному дню потребителей
(15 марта) проведены:
- Прямая линия совместно с редакцией газеты "Рабочий Край";
- Рейд совместно с правоохранительными органами;
- "Круглый стол", посвященный Всемирному Дню потребителей;
- Подготовлена информация о работе отдела потребительского рынка для средств
массовой информации.
- Проведено 76 проверок различных хозяйствующих субъектов действующих
на потребительском рынке.
Всего за 2004 год на личном приеме принято по вопросам защиты прав потребителей
и бытового обслуживания населения 1662 человека в т.ч.:
по вопросам торговли- 1212
по коммунальным вопросам - 183
по вопросам бытового обслуживания - 178
по другим вопросам, подпадающим под действие законодательства - 89человек.
Приложение 1,2.
Одной из форм работы по контролю за соблюдением законодательства по защите
прав потребителей - это проведение проверок как плановых, так и по жалобам
потребителей. За указанный период было проверено 76 хозяйствующих субъектов.
Проверки проводились, в том числе и совместно с правоохранительными органами
и центром санэпиднадзора.
Проверке подвергались предприятия самых различных сфер деятельности.
В целях пропаганды потребительских знаний среди жителей города подготовлено
и опубликовано 24 информационных материала для городских и областных газет
по мотивам обращений потребителей с разъяснением их действий в различных
конфликтных ситуациях.
К сожалению, сохраняется устойчивая тенденция роста числа обращений граждан
по вопросам защиты прав потребителей. Причинами этого роста я считаю:
- повысившийся уровень грамотности потребителей, их требовательность к
качеству товаров и услуг, предлагаемых на потребительском рынке, что,
повидимому, еще не всеми предпринимателями и руководителями организаций
учитывается;
- большое количество некачественных товаров и услуг на потребительском
рынке;
- низкий уровень профессиональной и правовой грамотности предпринимателей,
что вызывает нарушение Закона РФ "О защите прав потребителей"
(статьи 4, 8, 9, 10, 18, 19, 20, 21, 22, 25, 28, 29 и др.);
- отсутствие единой программы по принятию действенных мер к нарушителям.
Существующая практика наложения штрафов и их размеры не способствуют снижению
числа нарушений.
Реалии сегодняшнего дня однозначно показали эффективность законодательства
в вопросах защиты прав потребителей и действенность работы отдела потребительского
рынка администрации города в решении данных вопросов. Подтверждением является
тот факт, что из 1662 обращений потребителей только каждое четвертое -
вызвало необходимость составления претензии, и только 69 обращений дошли
до судебного разбирательства. То, что только 4% от всех обращений нашли
свое продолжение в суде, говорит о том, что руководители предприятий и
частные предприниматели стали считаться с Законом "О защите прав потребителей",
стали работать над повышением качества своей продукции и престижа предприятия
на потребительском рынке товаров и услуг.
При общем росте числа обращений граждан наблюдается снижение числа составленных
претензий и исковых заявлений, что говорит об эффективности пропагандисткой
работы проводимой специалистами отдела в средствах массовой информации.
Классифицируя обращения граждан можно сделать однозначный вывод о том,
что продолжает оставаться высоким, с резкой тенденцией к росту, число
обращений по вопросам торговли - 73%, против 62% в 2003 году, от общего
числа обращений. Приложение 3.
Основное число обращений по торговле составляют замечания граждан в отношении
качества промышленных товаров и сложнобытовой техники, купленных в стационарных
объектах торговли (95,6%). "Лидерами" по числу обращений граждан
являются ТЦ "Эльдорадо", ПБОЮЛ Ильин С.В. и к великому сожалению
этот список можно продолжить. Малое число обращений на качество товаров
приобретенных в магазинах и рынках, таких торговых центров, как ТЦ "Полет",
ТЦ "Пассаж", "Русь" говорит о повышении эффективности
работы администраций предприятий по разрешению конфликтных ситуаций на
местах.
16% всех обращений составляют вопросы бытового обслуживания населения
и другие услуги такие, как медицина, транспорт, связь, образование, туристические
и др.;
11% составляют обращения по коммунальным вопросам, что говорит о снижении
числа обращений по данным позициям (38% в 2003 году).
В результате проведенной работы потребителям (по неполным данным) было
возвращено около 200 тысяч рублей незаконно удерживаемых финансовых средств
различными хозяйствующими субъектами.
Работа по реализации требований законодательства по защите прав потребителей
будет более эффективной при реализации в 2005 году следующих мероприятий:
1. Проведение и повышение эффективности проверок совместно с контролирующими
органами торгующих организаций в связи по фактам фальсификации продукции,
использования логотипов даже местных производителей.
2. Решение вопроса создания эффективной структуры по проведению экспертиз
в целях проверки качества товара по обращениям потребителей. В этих целях,
в администрации области провести расширенное совещание по вопросам создания
системы действенной экспертизы, с опубликованием перечня организаций обеспечивающих
проведение экспертизы по различным направлениям.
3. Определение периодичности и места проведения прямой линии по вопросам
защиты прав потребителей в целях просвещения граждан по вопросам законодательства
по защите прав потребителей.
4. Проведение месячника, посвященного 15 марта - "Всемирному Дню
прав потребителя".
5. Проведение заседания "Круглого стола", посвященного проблемам
защиты прав потребителей города Иванова, с привлечение контролирующих
организаций.
6. Решение вопроса о передаче на сервер администрации города установочной
информации налоговой инспекции по юридическим и физическим лицам, в целях
доступа к ней для разрешения проблем потребителей при подаче претензий
в адрес хозяйствующего субъекта, или искового заявления в суд.
Приложения
image001.gif |
image002.gif |
image003.gif |
image004.gif |
image005.gif |
image006.gif |